четверг, 22 мая 2014 г.

Цыбекжапов Базар, ученик 7 б класса
МБОУ "Сосново-Озёрская сош №1"

Символическая дорога Еравны

Опираясь на флаг Еравнинского района (см. рис.), мы пытались создать символическую карту района. Флаг создан и принят в мае 2003 года Народным художником Бурятии Д.-Д. Гыбановым и Б-Ж. Дашиевым. Флаг состоит из пятицветных хадаков. Верхний синий символизирует вечно синее небо, жёлтый хадак означает солнце на синем небе. Нижние два цвета – зелёный и красный символизируют все живые существа с красной кровью на зелёной траве. Серединный белый цвет делит два мира – верхний и нижний и даёт им равновесие.
В соответствии с флагом символическая дорога Еравны состоит из пяти дорог: синяя дорога Еравны, жёлтая дорога Еравны, белая дорога Еравны, красная дорога Еравны, зелёная дорога Еравны.

Синяя дорога
Так как синий цвет символ воды, мы включили в синюю дорогу озёра, о которых говорят легенды и предания. На территории Еравнинского района насчитывают 10 больших и 200 мелких водоёмов. Общая площадь озёр составляет 38,9 тыс. га, из которых самые большие – Большая Еравна, Малая Еравна, озеро Сосновое, Гунда, Исинга. Озёра Еравнинской системы богаты рыбой. Это щука, окунь, карась, сазан, лещ.
Таинственное озеро Соболка знаменито тем, что в нём время от времени пропадают люди и животные, которых не могут достать. У этого двадцатипятиметрового в диаметре озера неизвестна глубина. Иногда их находят в других водоёмах. Специалисты Бурятского научного центра при помощи специальных снаряжений измеряли глубину и исследовали химический состав воды. Последней точкой замера стала отметка в 12 метров. Далее специальный фал уже не доставал дна. По их мнению, дно гораздо шире в своих размерах, нежели поверхность озера. Возможно по дну проходит сеть пещер и тоннелей, которые соединяются с  такими же пещерами других водоёмов. А также говорят о целебных свойствах местной воды и грязей.
Озеро Шэн-Далай находится в Голубайской долине (Гулбайн тала) между сёлами Ширинга, Домна). Это нетронутая цивилизацией, девственно красивая местность связана связана с именем Зодбын ламхай, родом из Голубайских хальбан. Он славен тем, что в 1880 году первым в Бурятии открыл факультет Жуд. Много лет руководил Эгитуйским дацаном. Пытылсы переместить Эгитуйский дацан, который находится почти на западной границе Еравны, в местечко Шэн-Далай. Это было благородным стремлением поставить дацан в самом центре Еравны. Этот поступок был срвершён ради интереса многих людей, живущих в восточных сёлах Еравны Телемба, Шакша, чтобы им было легче добраться до дацана. «В 1896 году ширетуй Зодбоев начал переговоры о перенесении Эгитуйского дацана в местечко Шэндалай». «Переписка между Верхнеудинским земским исправником, Хоринской степной Думой и доверенными еравниниских бурят о перенесении дацана в район Еравнинских озёр». Этими строками из архива Эгитуйского дацана (Ф. 285. оп. 2) подтверждаем вышесказанное.
Также синий цвет – цвет неба. Небо буряты издавна считали отцом, а землю матерью. Поэтому мы считаем синий цвет символом мужчины. В синюю дорогу включили родные места знаменитых мужчин Еравны. Это Молон-багши, знаменитый предсказатель, бурятский Нострадамус жил в Ульдурге. Знаменитый силач Байха-Бухэ жил в Усть-Эгите. В честь его ежегодно проводятся борцовские состязания. Цыренжаб Сампилов – первый бурятский художник, родился в селе Домна. В селе Сосново-Озёрское открыта картинная галерея, носящее его имя. Во многих своих картинах художник воспевает Еравну – степной и озёрный край. Уроженец Усть-Эгиты поэт Намжил Нимбуев входит также в синюю дорогу Еравны.

Жёлтая дорога

Жёлтый цвет – символ буддизма. Поэтому на карте жёлтыми кругами обозначили буддийские дацаны, ступы.
«С 1825 года в течении трёх лет были открыты дацаны: Ацагатский, Чесанский, Эгитуйский» (Фонд Эгитуйского дацана Ф 285 оп.2). Эгитуйский дацан был построен в 1825 году, был разрушен в 1960-ые гг. Эгитуйский дацан был восстановлен в 1990 году. Это строение знаменито во всей республике. Дацан находится в живописной местности Эгита Еравнинского района.
Одна из знаменитых статуй буддийского мира Зандан-Жуу прибыла к нам из Китая. Это было в 1885 году. С этого времени Зандан-Жуу посещают туристы из многих стран. В мире есть только две статуи, одна из них стоит в Эгитуйском дацане.  Она построена из сандалов   ого дерева и покрыта золотом, высотой 5 метров. Во время репрессии статуя была спрятана в Одигитриевском соборе и в одно время стояла в музее имени Сампилова в Улан-Удэ. «Зандан-Жуу был в русском храме возле р. Уды и всегда смотрел в сторону Эгиты, он всегда стремился сюда, а не куда-то в Иволгу» (Жамбалова, 2000, 247) в 1991 году статуя Сандаловой Будды вернулась в Эгитуйский дацан.
На территории Еравны действовал ещё один дацан, это Кондинский дацан. Мы приведём здесь два архивных документа, которые свидетельствуют, что на реке Конда был действительно построен дацан, который был разрушен в 1930-ые гг
«Всепресветлейший Державнейший Великий государь Александр Николаевич!
Когда на пространстве от области гор. Читы по Верхнеудинскому тракту до Кондинской станции 3000 мужских и женских полов, исповедуют буддийскую веру, - дабы повелено было выстроить въ своих урочищах и именно на речке Конда деревянный дацанъ посредствомъ посильных пожертвований состоятельных людей.
Августа 25 дня 1858 года
Подлинное написали
Хоринский Главный Тайша Очировъ» (Мир буддийской культуры, 2001, 87)
«Дацаны Хоринского ведрмства обслуживали верующих: Кодунский – 9550, Анинский – 6977, Эгитуевский (сюда входит маленький Кондинский дацан) – 9785» (Архив Ц.Эрдынеева, Ф Р – 1746, оп.1, д.12)
«История знает контрреволюционное выступление лам небольшого Кондинского дацана, расположенного на территории аймака. Хотя этот дацан был закрыт, но оставленные здесь в качестве сторожей дацанского имущества две ламы имели своё влияние на окружающих верующих. Отсталая, заражённая религиозным фанатизмом масса совершала молебствия двум ламам до 1928 года. Наличие у них обилия продуктов поражало меня при моём посещении их весною 1928 года» (Архив Ц.Эрдынеева, Ф Р – 1746, оп.1, д.19).
Ступы также входят в жёлтую дорогу. На прекрасной Эгитуйской долине вокруг дацана белеют ступы. Эти ступы посвящены четвёртому шэрээтэ Эгитуйского дацана Буниин ламхай, пятому шэрээтэ Санжийн ламхай, декану факультета Жуд Зодбын ламхай, хамба ламе Иволгинского дацана Мунхэ Цыбикову и другим. Возле села Сосново-Озёрское в сентябре 2006 года был построен субарган «Зугдыр Намжилма» (богиня долголетия) в честь эмши-ламы Дашанимы Доржиева. Субурган «Бадма Сэсэг» возле села Гонда посвящён Эрдэнийн соржо, известного в Еравне тем, что он привёз Зандан-Жуу из Китая. В местности Хангир построена ступа «Ойдоп Гунжы» в честь йогина Боршогорой лама. В непроходимой местности Саган Марса возле вершины Уды белеет вновь восствновленный субурган «Жанчип шодон» в честь моего прапрадеда Бойбон Цэдэна.

Белая дорога
Белым цветом символизируем православие, церкви православные, а также Старо-Московский тракт.
Символ истроического прошлого Еравны - Старо-Московский тракт. Эта дорога специально строилась для цесаревича Николая. Хори-буряты называли Николая II белым царём (Сагаан хаан). Поэтому мы называем Старо-Московский тракт «Белой дорогой Еравны». От Читы до Верхнеудинска было построено 14 станций, из них 8 находились на еравнинской земле. Это Домно-Ключевская, Шакшинская, Кондинская, Вершинноудинская, Ара-Домнинская, Яравнинская, Погромнинская, Попереченская.
Также белым кругом обозначили церковь. В Сосново-Озёрске Церковь Прихода Нерукотворного Образа Христа – Спасителя была открыта в 2004 году. Теперь в краю голубых озёр есть православный храм, в котором первая служба прошла 14 декабря 2004 года. Эта церковь необычна тем, что её 12 окон с резными наличниками в арочном исполнении украшены бурятским орнаментом. В прошлом в маленьком селе Укыр имелась очень красивая церковь. Её нарисовал Николай Бестужев, когда он, будучи в ссылке, проезжал по Старо-Московскому тракту.

Красная дорога Еравны

Не менее важное место в символической системе традиционной бурятской культуры занимает символика красного цвета. Это – символ огня и солнца, символ достатка и богатства. Но в это же время это символ опасности, символ защиты. Поэтому красную дорогу образовывают исчезнувшие сёла, их история. Красными кругами обозначены исчезнувшие сёла Грязнуха, Фёдоровка, Гавриловка, Михайловка, Турхэл. Красива природа Турхула: её богатые луга, глубокие озёра, высокие горы изумительно красивы. Народ слагает о них легенды. Это также и легенда о шахматной доске Чингис-хана, о шамане Муhэрхэй, о бесчисленных лошадях хоринского тайши Дамба ноёна, о лебедином озере Нохони. Есть легенда о рождении зелёного жеребёнка в местности «Турхул» в табуне Дамба нойена. Зелёный жеребёнок – символ изобилия и вечной весны, напоминает зелёного коня Будды Майтреи – бога будущего.

Зелёная дорога Еравны
Зелёный цвет – символ цветущей земли. В бурятской культуре земля символизирует женщину. Поэтому зелёную дорогу ассоциируем с знаменитыми женщинами Еравны. Это золотые голоса Бурятии сёстры Галина и Татьяна Шойдагбаевы, Лидия Галсанова, Баярма Раднаева, Светлана Бунеева, поэтесса Цырен-Дулма Дондогой, доктор химических наук Жибзема Чимитдоржиева и др.
Так как зелёный цвет связываем с цветущей землёй, то дары земли – целебные источники обозначаем зелёным цветом.
Марактинский источник находится в 15 км к северу от с. Эгита. Минеральные воды могут использоваться при различных воспалительных и аллергических заболеваниях.
Минеральная вода источника Дабан-горхон может применяться при желудочно-кишечных заболеваниях, для улучшения процессов кроветворения и обмена веществ.
Бальнеопроцедуры из кислых вод источника Хуреэта, находящегося недалеко от села Исинга применятся при ряде заболеваний дыхательной системы. Углекислый газ, присуствующий в воде, благоприятно действует на нервную систему, стимулирует кровообращение и обмен веществ.
Озеро Долгое расположено в 14 км к югу от села Сосново-Озёрское. Приём этих ванн может быть назначен при заболеваниях суставов (артрозов, межпозвонковом остеохондрозе и т.д.), при хронических заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, при хронической венозной недостаточности.
Озеро Гунда – Ангирта находится в 35 км севернее от с. Сосново-Озёрское. Воды можно использовать как хлоридно-натриевые ванны, которые имеют показания для использования при заболеваниях суставов, при венозной недостаточности.

Заключение

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
·         Еравна богата историческим прошлым, природными богатствами, людьми.
·         Счастливую жизнь мы видим в гармонии, в единстве всех цветов, представленных на флаге Еравны.

Использованная литература

  1. Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903-1907 гг. / Сост.: В.Ц. Лыксыкова, Ц.П. Ванчикова; РАН. Ин-т монголовнедения, буддологии и тибетологии. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – 382 с
2.      Жамбалова С.Г. Профанный и сакральные миры ольхонских бурят. – Новосибирск: Наука, 2000. – 400 с.
  1. Мир буддийской культуры. – Агинское, 2001. – 159с
  2. Кассирер Э. избранное: Индивид и космос. – М.,СПб: «Университетская книга», 2000. – 653с
  3. Край голубых озёр / Сост. Ц-Д. Ж. Жалсанов. – Улан-Удэ: Изд-во «Байкал», 1997 год
  4. Калашников П.Ф. Откуда есть пошло селен ие у озера Сосновое: К 120-летию основания села Сосново-Озёрское / П.Ф. Калашников // Ярууна. – 2001. - № 40,42,44, 45, 49, 50
  5. Моя Еравна – Мой край родной: юбилейный выпуск к 75-летию. – Улан-Удэ, 2002 г.
  6. Номтоев Ц.Н. Шагай наадан. – Улан-Удэ: Буряад.ном.хэблэл, 1996. – 72 н.
  7. Намжил Нимбуев. Стреноженные молнии. Стихи. Переводы. Проза. – Улан-Удэ., Галерея «Ханхалаев», 2003. – 308 с., илл.
  8. Республика Бурятия. Административно-территориальное устройство на 1 января 1998 года. Изд.пятое,перераб.доп. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1999. – 272 с.
  9. Ширингинский сосновый бор. Уникальный памятник природы: Буклет. – Улан-Удэ: ИП «Гармаев», 2001
  10. Эрдынеев Р.Э. Бабжа-Барас баатор. // Ярууна. – 2001. – 13 июня
  11. Фонд Эгитуйского дацана Ф 285 оп.2
  12. Архив Ц. Эрдынеева Ф.Р – 1746
15.  Цыбикова С.Ж. Буряад аман зохёол соохи бэлгэ тэмдэгyyд. – Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. – ИМБИТ, БНЦ СО РАН, Улан-Удэ, 2005.- 179 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий