четверг, 3 января 2013 г.


Технология КСО на уроке иностранного языка.

Одним из путей придания учебной деятельности коллективного характера является технология КСО (коллективный способ обучения).
КОЛЛЕКТИВНЫМ СПОСОБОМ ОБУЧЕНИЯ является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучить сразу много детей, осуществить массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объяснялось, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
Позднее в небольшом украинском местечке Корнин, которое расположено между Киевом и Житомиром, в 1918 году произошло событие, которое и по сей день имеет большое значение для педагогики и развития школьного дела. А.Г.Ривин, русский советский педагог – новатор ввел сотрудничество учащихся друг с другом. Ученики Ривина работали в парах и очень редко работали группами. Учебные пары не были постоянными, напротив, их состав постоянно менялся. Получалось так, что каждый ученик по очереди работает со всеми другими учениками данной группы.
В 1968 году доцент МГРИИЯ им. Мориса Тореза А. С. Границкая совершенно самостоятельно стала организовывать работу своих студентов при изучении иностранного языка в парах: во-первых, постоянных – она их называла «статическими»; во-вторых, в парах, состав которых периодически менялся - такие пары она стала называть «динамическими». Именно эти пары регулярно использовал в своей работе А.Г.Ривин.
Личный опыт и вся предшествующая практика убедили А. Г.Ривина в следующем: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Словом, ученик применяет и рассказывает другим до тех пор, пока сам не овладеет новым знанием или умением в совершенстве.
А. Г. Ривин, а также В. К. Дьяченко, современный теоретик коллективного способа обучения, используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог – общение всех детей, используя формулу динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ.

По уровню применения: общепедагогическая;
По философской основе: диалектическая + неоэкзистенциалистская;
По основному фактору развития: социогенная;
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная;
По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) + операционная (СУД) - способы умственных действий);
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная;
По типу управления: репетитор + система малых групп;
По организационным формам: альтернативная, классно-урочная;
По преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная;
По направлению модернизации: альтернативная;
По категории обучаемых: массовая.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ.

- Усвоение ЗУН;
- Развитие коммуникативных качеств личности (СУД);
- Создание интернациональной трудовой школы.

Концептуальные положения
КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.

ПРИНЦИПЫ:
–          завершенности или ориентации на высшие конечные результаты
–          непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний другому
–          сотрудничества и взаимопомощи между учениками
–          разнообразия тем и заданий (разделение труда)
–          разноуровневости, разновозрастности участников педагогического процесса
–          обучения по способностям индивида
–          педагогизации деятельности каждого ученика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий