четверг, 27 сентября 2012 г.

Символика счастья у англичан

Выполнила - Аранзаева Бальжина, ученица 10 класса
Руководитель - Цыбикова Сэсэгма Жигжитовна
Введение.
В настоящее время проблема выявления национально-культурной специфики картины мира широко обсуждается в научной литературе. Актуальность данного исследования определяется тем, что в рамках английской картины мира сделана попытка изучить такую культурную категорию, как символику счастья, а также отсутствием такового исследования в рамках бурятской культуры. Анализ результатов освоения человеком окружающей действительности предполагает обращение, прежде всего к фольклору, этнографии, поскольку наиболее архаичный пласт культуры фиксируется именно здесь. Счастье – фундаментальная категория человеческого бытия. В связи с этим требует специальных исследований символика счастья, относящаяся к числу базовых понятий культуры. Набор компонентов этого ментального образования, его символическое прочтение зависят от этнических предпочтений носителей конкретной культуры, поэтому необходимо лингвокультурологическое исследование данного на материале разных языков, генетически не связанных, типологически не сходных. Национальный характер складывается тысячелетиями под влиянием климатических, социальных условий, религиозных устоев. Весь уклад жизни англичан, а также бурят, в прошлом кочевников, нашел отражение в традициях, обычаях, в разных жанрах народного творчества.
Объектом исследования является традиционная английская культура в основных сферах своего проявления: в фольклоре, этнографии, в ритуале и бытовой практике. Предметом изучения – символы счастья в английском и в сравнительном аспекте бурятском языках.
Целью исследования является выявление и описание символов счастья
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Выявить основные символы счастья  английского народа, раскрыть их семантику
Показать этническую специфику символов счастья бурят в сопоставительном аспекте.
Описать традиционные представления англичан и бурят о счастье и их национально-культурное своеобразие.
Основными источниками исследования послужили: Энциклопедия «Википедия» (Интернет);  Этнографические заметки Хангалова; Словарь символов Х.Керлота, а также материалы, записанные от информантов. (Б. Дыжитов, преподаватели, учащиеся Сосново-Озерское средней обшеобразовательной школы №1  )
    Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач методы и приемы лексико-семантического и сопоставительного анализа.
    Научная новизна. В работе впервые подвергаются комплексному анализу такие категории культуры, как представление о счастье. Исследование выполнено на стыке различных наук: языкознания, этнологии, фольклористики.
    Теоретическая значимость. Материалы данной работы могут служить источником для исследований этнического своеобразия в восприятии окружающего мира носителями английского и бурятского языков.
    Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут найти непосредственное применение:
-  при сравнительном изучении национальной картины мира англичан и других народов;
-  выявление универсальных и специфических черт символики счастья в картине мира англичан и бурят будет способствовать оптимизации процесса межкультурного общения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
        Глава 1. «Символика счастья у англичан»
Символика- совокупность символов. Символ – знак, имеющий смысл. Что значит «счастье»? Цитируем из энциклопедии «Википедия»: «Счастье – это благосостояние, здоровье, долгая жизнь». Мнения наших информаторов: «Счастье – это тепло во время холода, еда во время голода, солнце после тучи». Исследование символов, приносящих счастье, ведём в двух направлениях. С одной стороны, это одушевлённые предметы (люди, животные, насекомые); с другой стороны – это неодушевлённые предметы.
1 группа
Трубочист. Есть такая примета у англичан: если встречают перед Рождеством трубочиста, то весь год будет удачным.  Раньше, когда печь служила источником тепла, еды, то неисправность её считалось катастрофой. Исправляющий и чистящий печь трубочист приносил счастье в дом.
Божья коровка. Считалось, что божья коровка живет на небесах и лишь время от времени спускается с небес, чтобы передать человеку волю божью. В англоязычных странах божью коровку называют Ladybird, Ladybug или Lady Beetle. Объединяющее эти названия слово «Lady» подразумевает Деву Марию, соответственно божья коровка в католических странах считается насекомым Божьей Матери. Само собой, что убивать его нельзя. Многие народы верили, что ее молочком питаются сами боги, поэтому божью коровку ни под каким предлогом нельзя было убивать.
Заячьи лапы служат талисманом, приносящим счастье. Вообще заяц как положительное существо фигурирует в некоторых праздниках. Дети верят, что заяц приносит им пасхальные яйца.
Дикий кабан у древних англичан являлся одним из важных средств питания. Поэтому маленькие фигурки свиней, поросят дарят в знак пожелания богатства.
Существует народное поверье о том, что если в доме живет трехцветная кошка, то в этом доме рождается счастье и особенное покровительство. Белая кошка с черными и рыжими пятнышками имеет наиболее ценное значение. Белый цвет - это чистота и непорочность; черный - способность сражаться со злыми духами и бесами; рыжий - привлекает в жилище деньги и гонит прочь болезни.
2 группа
Клевер, он же трилистник, он же shamrock, является национальным символом Ирландии. В Ирландии же клевер связывают с именем Святого Патрика, покровителя изумрудного острова. На примере клевера Патрик объяснял безхитростным ирландским язычникам устройство святой троицы: «как три листа растут из одного стебля клевера, так и бог един в трех лицах». Четырехлистный клевер — один из самых широко известных символов удачи. В народе считалось, что если Вы найдете четырехлистный клевер, то обязательно Вас ожидает большая удача в жизни. Листок клевера нужно высушить и всегда носить при себе. Он будет охранять от злых людей, колдовства, отводить болезни и притягивать все самое хорошее.
Растение омела по поверью, защищает от ведьм. Развешанные в домах и в стайках охраняют людей и животных.
Так как лошадь издавна считался символом силы и являлся ценным животным, то подкова, которая защищает это животное, являлась предметом, приносящим счастье. Прикреплённая к дверной балке, она должна была не пускать злых духов в дом. Если дьявол в обличье человека пытался зайти в дом, то подкова по поверью, должна была обязательно падать на его голову. Подкову вешают, открытой стороной вниз. Подкова открытая наверху, символизирует дьявольские рога. Считают, что через отверстие наверху улетит счастье.  Подкова, открытая снизу, выполняет охранную функцию. Она должна была охранять от всяких напастей, приваживать желанных гостей. О том, что подобранная на дороге подкова обладает свойством приносить счастье, знают все, даже те, кто в это не верит. Подкова символизировала счастье не только у англичан, но и у русских и бурят. Примерно полторы тысячи лет назад коллекцию подков на дорогах Европы нельзя был собрать. Лошадей тогда не подковывали, а при необходимости на копыта надевали что – то похожее на плетеные из травы лапти. Человек, подобравший в дорожной грязи одну из первых подков, чувствовал себя счастливым не без основания: в его руках оказывался предмет из довольно дорогого по тем временам материала-железа. Подковывание лошадей повсеместно распространилось только в XIII веке. Но, перестав быть редкой и дорогой, подкова полностью сохранила авторитет своего магического  происхождения. Ведь ее, как фокусник, доставал из огня кузнец, чье ремесло издавна считалось немыслимым без постоянного противоборства с нечистой силой. О том, какую профессию считали предки самой престижной, спорить не приходится: фамилия, производная от слова «кузнец» - Кузнецов, Смидт, Ковальский, Дарханов – встречается по всему свету чаще других . Но у подковы, как у магнита два плюса. И если один – это кузнец, то другой- конь, верный помощник в борьбе с врагом и с любыми самыми темными силами. Быстрый конь и удача, спасение, добрая весть в народном сознании всегда были рядом. До сих пор вершину кровли русские называют «коньком», оттого, что наши предки и в самом деле венчали свои жилища деревянными фигурами коней, чтобы отогнать подальше от дома злых духов. Также и у бурят символом удачи является «хий морин»(дерево удачи). Все, за то, что почитали и кузнеца, и коня, воплотилось в подкове. Ее магическую силу укрепило и сходство с ободком луны, таинственной хозяйки ночного неба, испещренного звездными знаками судеб.
Белый цвет универсальный символ всего хорошего. Хороший день англичане называют «Eggwhite day»-день белый как яйцо». Такое же название мы встречаем и у бурят «ундэгэн сагаан удэр». Во время третьего крестового похода белые кресты были символом англичан.
Свастику называли "крестом счастья", составленным из четырех букв L, что трактовалось как Life, Light, Love, Luck. Вероятно, эту идею англичане и американцы позаимствовали у древних греков, которые называли свастику "гаммадион" — символ из букв Г.
Модель парусника - символ, привлекающий удачу в делах, появился в те времена, когда парусное судно ассоциировалось с прибытием товаров и денег. Соответственно, этот талисман означает символическое «прибытие» удачи.  Для эффективной работы талисмана необходимо, чтобы парусник был обращен носом вовнутрь дома, то есть именно «прибывал».
Глава 2. Символика счастья у бурят.
Мы попытались систематизировать символы счастья у бурят также по двум параметрам: живые и неживые символы
Группа 1
1.Лошадь, овца. Если отправляешься в дорогу и первым попадаются лошадь или овца, то будет сопутствовать удача. Так как эти животные по сравнению с коровой, козой животные с горячим дыханием. И у бурят они считаются солнечными животными. И у немцев также почитается лошадь как символ силы.
2.  Мышь - животное, с которого начинается 12-летний цикл, - атрибут божества Намсарая, дарующего людям богатство. Изо рта её падают священные камни чиндамани (зэндэмэни), приносящие людям богатство, изобилие. По материалам Хангалова, унгинские буряты верили тому, что белая мышь предвестники счастья.
3. Появление в доме незнакомой собаки означало приход благополучия, богатства и удачи.
4. Лось или изюбр. В дороге, если перебегает лось или изюбр дорогу слева на направо, то это счастливый знак. И наоборот, если они появляются в населённом пункте, то это не такой уж хороший знак.
Группа 2.
«Высушенная шкура белой мыши является талисманом, знаком счастья» (Дыжитов.Б). Эту информацию подтверждает ученый – этнограф М. Хангалов: «Унгинские буряты пытались ловить белую мышь, а высушенную ее шкуру, отправляясь в дорогу имели при себе»
Белый цвет у бурят положительный цвет. Раньше молодоженам ставили юрту белого цвета в знак пожелания счастья.
У бурят много благопожелательных орнаментов, олицетворяющих счастье.
Улзы – «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазковый улзы. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.  

Бурятский орнамент «Ланза хээ». Вешали над дверью, чтобы в дом не заходили воры. Выполняет охранную функцию.









«hубариhан γлхоотэй hубариhан hэеы гэрнγγд» означало пожелание много детей, ведь дети считались одним из первых богатств.

«Эбэр, хамар угалза» - рога означает много скота. У бурят источником ведения является ведение скота, поэтому символ счастья.

III. Заключение.
      Мир национально окрашен и обусловлен особенностью этнического мировидения и миропонимания. Национальная картина мира, обладая универсальными чертами, в то же время для каждого народа уникальна, поскольку отражает индивидуальный жизненный опыт, традиционные устои и способы познания определенного языкового коллектива. Любой народ имеет особую картину мира. В этом проявляется специфическое человеческое восприятие мира.
Выявлены следующие универсальные общечеловеческие черты символики счастья:
1) символика подковы
2) символика белого цвета
3) символ лошади
Специфические черты символики счастья присущие только одной культуре:
Для английской культуры: 1) символики растения омелы
2) символика кленовой ветки с четырьмя листьями
3) символики трубочиста
4) символика божьей коровки
5) символика парусника
6) символика трёхцветной кошки
Специфические черты символики счастья присущие только бурятской культуре:
1) символика белой мыши
2) символика благопожелания.

.


IV.  Использованная литература:

1. Хуан Эдуард Керлот. Словарь символов. – М,: REFL-book, 1994
2. Хангалов М. Н. Этнографические заметки. Бурятское книжное издательство . 1981.-208с.
3. Жуковская Н. Л. Категории и символы, традиционные культуры монголов. – М: наука. Гл.ред. Вост.лит., 1988. – 196 с.
4. Уланов А. И. Бурятский героический эпос. -Улан – Удэ: бурятское книжное издательство. 1963.-220с.
5. Тумахане А. В. Бурятские народные искусства. – Улан-Удэ: бурятское книжное издательство. 1970. – 111 с.
Интернет источник:
Информаторы: 1) Б. Дыжитов
                           2) учащиеся Сосново – Озерской общеобразовательной школы №1

                           3) Преподаватели Сосново – Озерской средней общеобразовательной                             школы №1

Комментариев нет:

Отправить комментарий