«Программа по формированию здорового образа жизни»
«МОЙ
ВЫБОР – ЗДОРОВЬЕ»
Пояснительная записка
Важнейшим показателем
национального богатства и необходимым условием процветания любой нации является
состояние здоровья населения.
Здоровье детей – это политика, в
которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями,
общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Известно, что
растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо
чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно
важных питательных веществ и микроэлементов. Безусловно, на состояние здоровья
детей оказывает существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные
социальные и экологические условия.
Задачей современной школы является создание
активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика
к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание
потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и
формирование соответствующих навыков.
Реализация программы «Мой выбор –
здоровье» позволяет обеспечить приоритет ценностей здоровья учащихся.
Цели и задачи программы
Целями программы по формированию
здорового образа жизни являются:
- Способствовать расширению знаний, развитию умений и
навыков, которые помогут учащимся осуществлять ответственное поведение в
отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей
жизни.
- Содействовать формированию устойчивой мотивации
здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и
нравственной деятельности в повседневной жизни.
Для реализации поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
- реализовать систему программных мероприятий
здоровьесберегающей направленности;
- соблюдать гигиенические нормы организации учебного
процесса, нормирование учебной нагрузки в соответствии с требованиями
новых санитарных правил и норм и профилактика утомления учеников;
- повысить интерес учащихся к занятиям физической
культурой и спортом;
- формировать доброжелательные и справедливые
отношения в коллективе, гуманный подход к каждому ученику, предупреждение
влияния негативных явлений на личность и психологическая помощь;
- создать благоприятные условия для формирования
здорового образа жизни, профилактики преступности, наркомании, алкоголизма
и иных антиобщественных проявлений среди молодежи;
Содержание программы
В рамках модернизации
системы образования задачи формирования культуры здоровья и обучения навыкам
здорового образа жизни гармонично сочетаются с задачами образования по
обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе.
Здоровый образ жизни – поведение, способствующее сохранению, укреплению и
восстановлению здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения
здоровье на 50% зависит от социальных факторов. Таким образом, здоровый образ
жизни – это не только медицинская, но и социально-экономическая категория,
которая зависит от уровня развития общества. Здоровый образ жизни связан с
выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что
предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп
и общества в целом.
К гигиенически рациональным
формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств
организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками,
влияющими на здоровье. Повышение защитных свойств организма включает в себя
оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание,
оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание,
соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое
слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.
В деле формирования здорового образа жизни дети
являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве
происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных
жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной
является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа
жизни должны быть органично включены в учебно-воспитательный процесс.
Программа по формированию здорового образа
жизни включает следующие направления:
- «В здоровом теле здоровый дух» (система
профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний органов
дыхания, зрения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, мероприятий
по оздоровлению обучающихся, перенесших ОРВИ)
- «Мы за здоровый образ жизни» (система мероприятий,
направленных на организацию работы по формированию основ здорового образа
жизни);
- «Спорт для всех» (система мероприятий, направленных
на организацию работы по популяризации физической культуры и спорта среди
школьников).
Основными формами
деятельности в рамках реализации программы по формированию здорового образа
жизни учащихся 1-11 классов являются:
- использование оздоравливающих технологий в режиме
деятельности образовательного учреждения и здоровьесберегающих технологий
обучения;
- проведение уроков и внеклассных мероприятий по
формированию основ здорового образа жизни у учащихся;
- проведение спортивных соревнований, игр,
туристических походов;
Мероприятия
по реализации программы
№ |
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
1
|
Проведение со школьниками профилактических бесед о формировании
ответственного отношения к своему здоровью с участием врачей учреждения
здравоохранения. |
в течение года
|
2
|
Организация и проведение мероприятий по формированию здорового образа
жизни: уроки, беседы, классные часы, игровые мероприятия; конкурсы и выставки
рисунков, сочинений, рассказов, стихотворений и творческих работ; |
в течение года
|
3
|
Публикация по формированию здорового образа жизни учащихся. |
в течение года
|
4
|
Создание системы социальной поддержки школьников путем организации
рационального питания. |
в течение года
|
5
|
Проведение «здоровых уроков», разнообразие форм проведения уроков |
В
течение года
|
6
|
Проведение мероприятий по охране
зрения, по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата,
стоматологических заболеваний: - контроль за правильной позой учащихся во время занятий; - соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся; - осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся; - беседы, лекции, просмотры научно – популярных фильмов, программ; - проведение классного конкурса «Самый здоровый ученик». |
В течение года
|
7
|
Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по
формированию здорового образа жизни: проведение тематических родительских
собраний; обсуждение на собраниях вопросов здорового образа жизни. |
в течение года
|
8
|
Оформление стенда «Мы за здоровый образ жизни». |
в течение года
|
9
|
Проведение Всероссийского урока здоровья 7 апреля: лекции и беседы, просмотр кино- и видеофильмов; |
апрель
|
10
|
Организация спортивных кружков и секций в школе для внеклассной
физкультурно-оздоровительной работы. |
в течение года
|
11
|
Проведение спортивных игр, посвященных Всемирному Дню здоровья 7 апреля. |
апрель
|
Ожидаемые
результаты
В
результате осуществления программы ожидается:
- повышение
качества и количества мероприятий с учащимися, направленных на
формирование здорового образа жизни;
- улучшение
здоровья учащихся;
- формирование у
учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни; повышение
интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;
- пополнение
материальной базы для проведения и внеклассных мероприятий;
- создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования здорового образа жизни, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий