Проект «5 драгоценностей Еравны»
Гунгарова Арюна
Цыбикова С.Ж.
Введение
Актуальность:
В наш век, век глобализации для
современного человека стало актуальным укрепление культурно-исторических связей
с родным краем
Поэтому объектом исследования мы выбрали
пространство, т.е. родной край, а предметом цветовой код объекта. Цвет в традиционной культуре символизирует этические
ценности, социальные отношения, этническую принадлежность.
Цель нашей работы – создать книгу «5
драгоценностей Еравны», тем самым привлечь англоязычных туристов, повысить
мотивации к изучению истории культуры родного края.
Задачи:
1. изучить
литературу и собрать материал по теме.
2. разработать
материал и создать концепции дизайна книги
География исследования – Еравнинский район
Материалом послужили труды отечественных фольклористов
и этнографов. А также использовали иллюстрации с электронной экотуристской
карты Еравнинского района, изданной Еравнинской межпоселенческой библиотекой.
Методы: описание, констатация фактов,
беседа.
Научно-практическая значимость исследования
заключается в том, что создание книги будет способствовать развитию интересов к
этнокультуре народов, населяющих Еравну.
Еравна
– очаровательное место на земле, богатое неописуемо красивой природой, с
удивительно чистым воздухом. Голубые озера – гордость жителей Еравны.
Почему
называется 5 драгоценностей. Цифра 5 символизирует пять первоэлементов: земля,
вода, огонь, ветер, небо. Помимо ассоциации с микрокосмом человека (а также с
рукой), число пять — важный символ мироздания (четыре стороны света плюс
центр). А 5 драгоценных камней – это любимые национальные камни бурят, это
золото, серебро, коралл, бирюза, малахит.
Поэтому
наша книга включает в себя следующие страницы:
- Серебряная страница
- Золотая
- Коралловая
- Бирюзовая
- Малахитовая
Серебряная страница
Серебро - белый металл
является символом чистоты, святости. С серебром мы связываем белую лебедь
праматерь 11 родов хоринских бурят. Хори буряты заселились в Еравне в начале 17
века. Они принесли сюда с Монголии свою самобытную культуру, свой фольклор. В серебряную
страницу войдёт национальный герой Бабжа-Барас баатар. На высоком склоне
левобережья Маракты выступает во всей своей изумительной красе величественная
каменная крепость легендарного Бабжа-Барас баатара –Хорой-Шулуун.
Юго-восточнее, на склоне высокой горы, высится Ехэ-Байса - череда высоких
каменных столбов, высота которых 5-6 метров. Юго-западнее Ехэ-Байса возвышается
красивый каменный навес, высотой 4-5 метров. Рядом находится каменное лежбище
Бабжа-Барас батора, высотой полметра, длиной 4-5 метров, шириной 2-3 метра, с
вмятиной посередине, где находилось его изголовье и тело. Далее идет череда
скалистых столбов высотой 5-6 метров, окружностью около 100 метров.
Золотая страница.
Золото – жёлтый металл,
символ солнца, тепла, жизни. А также он символизирует буддийскую религию.
Поэтому статуя Зандан-Жу, святыня всего буддийского мира занимает достойное
место на нашей золотой странице. Жемчужина Эгитуйского дацана – сандаловая скульптура Зандан
Жуу – фигура Будды 2 м 18 см высотой. Легенда гласит, что в том месте, где
находится Сандаловый Будда, находится и центр мирового буддизма.
Эгитуйский монастырь
находится на расстоянии 300 км от столицы Бурятии Улан-Удэ, на красивом берегу
речки Маракты. Эгитуйский дацан построили в 1826 году.
Малахитовая страница – Малахит по-бурятски ногоолин. Зелёный цвет – символ
травы, расцвета, символ земли. Поэтому на этой странице мы вносим некоторые
целебные источники Еравны.
Марактинский источник находится в 81 км от с. Сосново-Озерское. Минеральные
воды могут использоваться при различных воспалительных и аллергических
заболеваниях. Источник Дабан-Горхон расположен в 26 км на юго-восток
от села Сосново-Озерское. Вода Дабан-Горхонского источника холодная углекислая
гидрокарбонатно-кальциево-натриевая, полезна для суставов.
Источник
Хурета расположен в 101 км на север от с.
Сосново-Озерское. Углекислый газ, присутствующий в воде, благоприятно действует
на нервную систему, стимулирует кровообращение и обмен веществ.
Зелёный цвет – символ цветущей земли. В
бурятской культуре земля символизирует женщину. Поэтому на зелёной странице
имеют место знаменитые женщины Еравны. Это золотые голоса Бурятии сёстры Галина
и Татьяна Шойдагбаевы, Лидия Галсанова, Баярма Раднаева, Светлана Бунеева,
поэтесса Цырен-Дулма Дондогой, доктор химических наук Жибзема Чимитдоржиева и
др.
Бирюзовая страница.
Бирюза - основной камень
у восточных людей. Оюн, по-бурятски бирюза голубого цвета. Поэтому я хочу сказать
несколько слов о голубых озёрах Еравны
На территории
Еравнинского района насчитывают 10 больших и 200 мелких водоёмов. Общая площадь
озёр составляет 38,9 тыс. га, из которых самые большие – Большая Еравна, Малая
Еравна, озеро Сосновое, Гунда, Исинга.
Коралловая страница
Самым любимым камнем
бурят был коралл. Коралл символизировал собой дерево и водную бездну. По цвету
коралл ассоциировался с огнем, солнцем,– кровью - символами жизненной энергии,
тепла, очищения. Поэтому в коралловую страницу я хочу включить историю такого
культурного понятия как ёхор, так как ёхор ассоциируется с кругом, солнцем, с
жизненной энергией, радостью. Ёхор у современных бурят-хоринцев вновь получил
распространение... после образования единой государственности бурят-монголов,
после 1923 года. Хоринцы считают его заимствованным в годы единой Республики от
выходцев из Западной Бурятии. У тех хоринцев, что жили в Восточной Бурятии к
1923 году бытовал другой танец - нэрьеэлгэ, отличающийся от ёхора, тем, что в
нем круг не был замкнутым. Собственно круга вообще не образовывали. Было два
ряда танцующих напротив друг друга.
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать
следующие выводы:
• Еравна
богата историческим прошлым, природными богатствами, людьми.
• Счастливую
жизнь мы видим в гармонии, в единстве всех цветов, представленных 5
драгоценностями.
Использованная литература
1.
Байбородин В.А. Еравна,
Еравна моя / В. А. Байбородин.- 2002.- 280с.
2.
Край голубых озер. -
Улан-Удэ: Изд-во «Байкал», 1997. - 280с.
3. Цыбикова С.Ж. Буряад аман зохёол соохи бэлгэ
тэмдэгyyд. – Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических
наук. – ИМБИТ, БНЦ СО РАН, Улан-Удэ, 2005.- 179 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий