Текущий или формирующий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков
учащихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной
деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную
информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого
оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами
текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности;
определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы,
создание условий для их формирования.
Проведение текущего контроля - это
продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является
органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением,
закреплением, повторением и применением учебного материала. Он занимает
небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении
нового материала и закреплении полученной информации.
Назначение текущего, формирующего
контроля - проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное
изучение работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого
контроля выясняется, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного
материала. Оценивание, осуществляемое до изучения конкретной темы предмета и в
ходе ее изучения, называется формирующим оцениванием Его
назначение:
•
проинформировать (обратная связь со
всеми участниками процесса),
•
стимулировать (повысить самооценку),
•
сравнить (с собой, с другими),
•
научить оценивать себя.
Цель оценивания - улучшать результаты, а
не только измерять их.
Одним из направлений данного оценивания
является формирующее тестирование. Формирующее тестирование нацелено на
осуществление дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим ученикам
в учебном процессе. Если большинство
учеников не справляются с заданиями формирующего теста, то процесс обучения
следует повторить, повысив детализацию и увеличив количество объяснений. Если
же школьники справляются с заданиями, то учебный процесс проводится по плану. Наглядно это можно изобразить следующей схемой:
Формирующее тестирование может иметь целью не только
корректировку учебного процесса со стороны учителя, но и быть направлено на
развитие способности учащихся к рефлексии собственной учебной деятельности.
Например, предлагаю учащимся решить тест и определить уровень их знаний по
составленным критериям Критерии оценивания лучше представлять в бальной системе.
В результате решения теста в зависимости от набранных баллов ученик знакомится
с предложенными рекомендациями по поводу изучения темы и анализирует
собственные знания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий